Система раннего развития Глена Домана была разработана в конце сороковых годов 20 века американским врачом-физиотерапевтом Гленом Доманом. Первоначально методика создавалась для реабилитации детей с поражениями мозга и нервной системы. Однако ее эффективность оказалась настолько высока, что она легла в основу универсальной системы развития ребенка, получившей название метод Домана.
Этот метод известен, в первую очередь, как система раннего обучения чтению. Занимаясь с больными детьми, Доман построил необычную схему обучения. Детей не учили буквам и слогам, а показывали им таблички со словами, напечатанными крупным красным шрифтом, и называли написанное слово. Весь урок занимал не более 10-15 секунд, но в течение дня повторялся несколько раз. В результате дети начинали читать, а параллельно улучшалось и их физическое состояние.
Так была сформулирована основная идея, лежащая в основе методики: стимулируя отдельные органы чувств, можно резко усилить активность мозга в целом.
Исходя из того, что любое обучение наиболее эффективно в период роста мозга, а человеческий мозг активнее всего развивается в первые три года, Глен Доман адресовал свою систему, в первую очередь, детям от рождения до трех-четырех лет. Однако она не ограничивается этим возрастом и вполне успешно может применяться у детей дошкольного возраста до семи лет.
Основные принципы методики Глена Домана:
- Физическое развитие активизирует умственное. Поэтому с первых дней жизни важно создать условия, способствующие активному физическому развитию ребенка (не пеленать, не ограничивать движение, всячески развивать врожденные рефлексы).
- Дети способны запомнить все, что мы им дадим. И чем они младше, тем проще они усваивают информацию. Поэтому параллельно с физическими следует развивать лингвистические, математические и другие способности ребенка.
- Энциклопедические знания расширяют возможности ребенка, предоставляя ему множество вариантов для самореализации.
- В обучении важна наглядность и связь информации с практической жизнью (тогда факты перестают быть безликими и становятся более понятными, а, значит и интересными для ребенка).
По мере взросления количество и продолжительность занятий необходимо увеличивать. Например, с 1,5 лет с ребенком можно начать изучать второй язык, обучать игре на музыкальных инструментах, знакомить с изобразительным искусством и пр.
Основное преимущество методики в том, что она позволяет ребенку довольно быстро и успешно усвоить огромный объем информации удобным для него способом.
Минусом является пассивный способ восприятия информации и то, что в основном нагружается зрительная система в отрыве от других органов чувств (обучение строится преимущественно на визуальных образах и картинках).
В целом же методика Глена Домана является достаточно эффективной и прекрасно сочетается с другими системами раннего развития. Ее качество подтверждается тем, что на сегодняшний день в мире известно уже несколько десятков лауреатов Нобелевской премии, обучавшихся в детстве «по Доману».