Методика Монтессори – это педагогическая система, созданная в начале 20 века итальянским педагогом, врачом и ученым Марией Монтессори.
В основе этой методики лежит отношение к ребенку, как к уникальной личности, обладающей индивидуальным потенциалом, для развития которого необходимы особая среда и свобода. Исходя из этого, главным в Монтессори-педагогике является создание вокруг ребенка подготовленной развивающей среды, способствующей проявлению его способностей и формированию социальных навыков.
Задача методики – развить в ребенке самостоятельность, способность к самообучению, анализу и исследованию окружающего мира, умение контролировать себя и считаться с другими людьми. Роль воспитателя заключается не столько в обучении, сколько в наблюдении и руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.
Таким образом, основными составляющими системы Монтессори являются:
- ребенок
- учитель
- окружающая среда
Класс Монтессори – это продуманное до мелочей помещение, разделенное на определенные зоны в соответствии с возрастом детей. Как правило, оно включает зону развития крупной моторики, зону сенсорного развития, зону установления причинно-следственных связей, зону упражнений с водой, зону развития речи и другие. Ребенок выбирает сам, где и в какое время он будет играть. Обязательным условием является наведение порядка на рабочем месте после окончания занятий. Это приучает детей к дисциплине и самоконтролю. Наличие определенных правил наряду со свободой выбора способствует формированию у детей внутреннего порядка. Развивающие игры, игрушки и учебные пособия создаются из натуральных материалов и представлены обычно в единственном экземпляре, приучая детей делиться и бережно относиться к вещам. Обучение происходит в игровой форме в ритме, который выбирает сам ребенок.
Данный подход основан на теории сенситивных периодов восприятия мира. Сензитивные (наиболее восприимчивые) периоды – это те периоды, в которые развиваются определенные участки мозга ребенка. Поэтому важно создать в это время условия, которые позволят максимально развиться навыкам, связанным с этими участками. Если этого не произойдет, дети могут навсегда потерять интерес к тем или иным областям знания и занятиям.
Так, например, основные социальные навыки возникают и закрепляются у детей в возрасте от 2 до 6 лет, и в дальнейшем становятся нормой их жизни. Активное развитие речи происходит от 0 до 6 лет, а наиболее активное взаимодействие с взрослыми и приучение к порядку происходит до трех лет.
Таким образом, основными условиями, развития гармоничной личности, согласно методу Монтессори являются:
- подготовленная среда для каждого периода развития ребенка;
- подготовленный педагог;
- возможность выбора и право принятия решения;
- возможность проявления независимости;
- возможность развития самоконтроля и воли;
- четкие границы и правила взаимодействия;
- восприятие ошибок, как возможности обучения.