Масару Ибука – директор японской Ассоциации раннего развития и автор новаторских концепций воспитания детей известен всему миру как учредитель, президент и главный инженер компании «SONY». Его книга «После трех уже поздно» стала настольной для многих родителей. Именно в ней автор излагает основные принципы своей теории развития детей раннего возраста.
Что же заставило инженера увлечься педагогикой?
Дело в том, что сын Масару Ибуки страдал аутизмом. Стремясь помочь ему, Масару занялся изучением всевозможных развивающих методик, и отметил, что умственные способности человека закладываются до трех лет — развитие клеток мозга к этому возрасту завершено на 70%.
Именно поэтому основная цель методики – привлечь внимание родителей к необходимости усиленного развития детей от рождения до трех лет.
Ребенок как губка впитывает любую информацию, поэтому его можно обучить абсолютно всему: музыке, плаванию, иностранным языкам, заложить основы творческого и логического мышления. Различие способностей, проявляющихся у детей, связано с тем, что все они имеют разный жизненный опыт, воспитываются в разной среде. Например, Моцарт, по мнению Ибуки, стал гениальным композитором во многом благодаря отцу, который создал для него необходимые условия. А дети, воспитанные животными, не только не умеют разговаривать, но не могут перенять даже человеческую манеру поведения.
Таким образом, главное в воспитании ребенка, по мнению Масару Ибуки, – это среда, в которую он помещен с момента рождения.
Крайне важно также, чтобы ребенок получал новый опыт именно тогда, когда он готов его воспринять. Распознать это время может только тот, кто изо дня в день находится рядом с ним. Обычно это мама. Поэтому матери Масару Ибука отводит главную роль в раннем развитии ребенка, призывая присматриваться к малышу и вырабатывать систему воспитания, подходящую именно ему.
Основные принципы методики Масару Ибуки:
- активное развитие ребенка с момента рождения;
- своевременное введение нового опыта;
- индивидуальный подход к воспитанию, независимый от модных теорий и педагогических течений;
- поощрение интереса ребенка к выбранному им виду деятельности;
- раннее обучение иностранным языкам, музыке, изобразительному искусству;
- создание развивающей среды и обеспечение ребенка информацией и предметами, развивающими фантазию и мышление;
- проявление любви и веры в способности ребенка.
Основная задача методики Масару Ибуки – вырастить гармоничную личность и не допустить появления несчастных детей.
Масару Ибука неоднократно подчеркивал, что цель его системы не заключается в воспитании гениев. Раннее обучение плаванию, игре на скрипке, изучение иностранных языков и пр. необходимы в первую очередь для того, чтобы развить в ребенке как можно больше потенциальных способностей и привнести больше радости в его жизнь и мир в целом. Сделать так, чтобы ребенок имел здоровое тело и глубокий ум, был добрым, открытым и смышленым.