Методика НикитиныхМетодика Никитиных была разработана в середине 20 века советскими педагогами и многодетными родителями Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными. Важным фактором в развитии системы стало то, что ее основные принципы были разработаны не теоретически, а в результате ежедневного наблюдения за семью детьми и активного взаимодействия с ними.

Воспитание детей, согласно Никитиным, зависит от самоотдачи и самосознательности родителей, от их умения «видеть и слышать» ребенка, а также создавать для него благоприятные условия развития.

Основные принципы воспитания «по Никитиным»:

  • создание условий, способствующих физическому и умственному развитию детей (включая наличие в доме спортивного оборудования, развивающих игр и пособий);
  • свободное творчество детей в занятиях (ребята занимаются, сколько хотят, чередуя спортивные занятия и другие виды деятельности);
  • родительское неравнодушие (наблюдение за детьми, активное участие в их соревнованиях и играх, внимание к их жизни).

Концепция НУВЭРС

Борисом Павловичем была разработана концепция о необратимом угасании возможностей эффективного развития человека (НУВЭРС). Согласно ей, ребенок с возрастом безвозвратно утрачивает способность к эффективному развитию. Для каждого периода развития существует определенное время и заданные условия. Причем свои для каждого конкретного ребенка. Если условия развития не созданы в надлежащее время, некоторые способности никогда не разовьются в полной мере или будут утрачены вовсе. По мнению Никитиных все основные способности формируются в раннем дошкольном возрасте. Поэтому, чем раньше начинается активное развитие ребенка, тем лучше.

Концепция НУВЭРС во многом пересекается с теорией сензитивных периодов Марии Монтессори.

Особенности раннего развития

  • Главной особенностью раннего развития по Никитиным является начало развития ребенка с момента зачатия и родов. Телесный контакт с матерью после рождения и раннее прикладывание ребенка к груди играют не менее важную роль, чем укрепляющие и развивающие упражнения. Они создают у малыша чувство безопасности и формируют позитивное восприятие мира.
  • Особое внимание в методике отводится закаливанию, позволяющему минимизировать простудные заболевания и снизить потребность в применении лекарств у детей.
  • «Опережающие» условия

Никитины отметили, что раньше и лучше развиваются те стороны интеллекта ребенка, для которых создаются «опережающие» условия. В раннем возрасте ребенок воспринимает любую информацию. Если развесить на стенах детской комнаты таблицы с буквами, цифрами, карту полушарий, предложить ребенку книги, измерительные приборы и пр., то первые впечатления, полученные ребенком, могут определить в дальнейшем его интерес к той или иной области знания, а также развить конкретные способности.

  • Совместная работа

Работа рядом с ребенком вызывает интерес и к самому процессу труда или обучения, и к его результатам. Помимо этого она стимулирует общение, обмен мнениями и установление более тесных и доверительных отношений с детьми. При этом крайне важно никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Характерно, что дети Никитиных, воспитанные на их системе, считают, что она значительно облегчает и обогащает совместную жизнь детей и взрослых в семье, а также дает мощный «старт» для дальнейшего развития и роста.

Методика раннего развития, предложенная Никитиными, получила признание и активно применяется в России, Америке, Германии и Японии.