Рудольф Штейнер (1861—1925) — австрийский философ, архитектор, педагог, социальный реформатор, общественный деятель и создатель нового духовного направления — антропософии. Он был на удивление разносторонним человеком и внес существенный вклад во многие сферы культуры начала 20 века.

В частности, Штейнер  дал мощный импульс для создания новых направлений в архитектуре, живописи, драматическом искусстве, музыке, заложил основы антропософской  медицины, оказал влияние на обновление религиозной жизни общества, разработал искусство художественного движения – эвритмию, получившую широкое распространение во всем мире.

Однако наибольшую известность имя  Штейнера получило в связи  с созданием принципиально новой педагогической системы и широким распространением школ и детских садов, работающих на ее основе.

Вальдорфская педагогика

В апреле 1919 года на собрании работников фабрики «Вальдорф-Астория» Рудольф Штейнер произнес речь о необходимости создания школы нового типа, основанной на принципах антропософии, главным из которых является пробуждение в человеке его скрытых духовных и творческих сил.

Потрясенная его словами аудитория, во главе с директором Эмилем Мольтом  пожелала, чтобы Штейнер создал подобную школу при фабрике. 25 апреля 1919 г. была организована первая вальдорфская школа, которую возглавил сам Рудольф Штейнер. Так началась история вальдорфской педагогики.

Основные принципы Вальдорфской педагогики:

  • духовная направленность;
  • особый подход к каждому ребенку;
  • исключительная роль учителя — учитель как предмет для подражания, модель поведения для детей; именно поэтому его душевные, духовные и интеллектуальные качества всегда должны быть на высоте;
  • уважение личности ребенка, его способностей, чувств и потенциальных возможностей;
  • интерес, как главное средство мобилизации активности ребенка;
  • возрастное соответствие: использование методик, соответствующих психологическому развитию детей определенного возраста;
  • отмена системы оценок и  второгодничества, установка на свободное развитие детей в соответствии с их индивидуальными  особенностями;
  • выдвижение на первый план художественного и эстетического образования;
  • ориентация занятий на естественные ритмы дня, недели и года;
  • практическое направление обучения: учебная и воспитательная работа должны быть связаны с реальной жизнью;
  • религиозная толерантность: в образовательном процессе используются общечеловеческие достояния духовной культуры;
  • изучение учебного материала по эпохам (история, литература, музыка, искусства и пр.) с целью его естественного и органичного восприятия;
  • поощрение взаимопомощи и поддержки, в отличие от традиционных школ, где упор делается на селекцию и конкуренцию;
  • погружение в языковую среду — преподавание с первого класса двух иностранных языков по особой методике;
  • еженедельные обязательные учительские конференции для постоянной корректировки учебного процесса;
  • активное привлечение родителей к  деятельности школы;
  • особым образом организованное пространство школы — «вальдорфский интерьер».

Решающим фактором в деле воспитания и образования становится не методика обучения, а личность и человеческие качества педагога, способного вложить душу в развитие ребенка.

Дети разного возраста много времени проводят вместе, для того, чтобы старшие учились помогать младшим, а младшие брали пример со старших.

Таким образом, образование в вальдорфской школе основывается на комплексном подходе к человеку, в отличие от традиционных школ, трактующих образование, как тренировку интеллекта.