Методика ЗайцеваМетодика обучения Зайцева была разработана петербургским педагогом Николаем Александровичем Зайцевым. В основе его системы лежит идея о том, что простейшей частицей речи является не буква, а склад – одномоментное мускульное напряжение речевого аппарата. Наиболее простой пример склада – это слияние согласной и гласных букв, например, «ма-ма» в слове «мама». Согласный с мягким или твердым знаком, гласная в самостоятельном слоге и отдельная согласная в закрытом слоге также являются складами.
Согласно Зайцеву, детей намного проще научить читать, используя не буквы, а слоги. Ведь и говорить ребенок учится не отдельными буквами, а сразу слогами. Так были созданы знаменитые кубики Зайцева, на гранях которых написаны именно слоги.
Чтобы усилить эффект, дополнить зрительное восприятие слуховым и тактильным, Зайцев сделал свои кубики «звучащими» и разными по весу. Одни из них гремят, другие звенят, третьи издают глухой стук. Звуки помогают малышам почувствовать разницу между согласными и гласными, глухими и звонкими согласными и пр. В целом кубики Зайцева отличаются более чем по 40 признакам. В дополнение к кубикам разработаны специальные таблицы.
Обучение по системе Зайцева строится в виде игры. Малыши прохлопывают слоги в ладоши, пропевают их, бегают и прыгают во время занятий. В такой же игровой форме дети знакомятся с математикой по специально разработанным таблицам.
Важнейшим фактором успешного обучения является поддержание обучающей среды в доме ребенка. На стенах должны быть развешены соответствующие таблицы, а общее настроение в семье должно стимулировать желание развиваться и двигаться дальше. Система таблиц рассчитана на быстрое погружение в информационное поле предмета, и использование их при решении примеров и задач.
Основные принципы методики Зайцева:

  • системная подача материала;
  • создание четкого алгоритма учебных действий;
  • обеспечение наглядности и обучение в игре;
  • учет физиологии восприятия информации (индивидуальных особенностей разных групп детей, включая детей с задержками психофизического развития);
  • движение от конкретно-образного к словесно-логическому.

Эффективность методики Зайцева достаточно высока. В среднем через 15 часовых занятий четырехлетние малыши начинают читать, и производить простые арифметические действия, после чего продолжается работа по закреплению навыков чтения, счета и письма. К семи годам не менее 80% детей, обучавшихся дважды в неделю по методике Зайцева, способны усваивать программы второго, третьего и четвертого классов.
Система адаптирована для детей от года, которые с помощью кубиков Зайцева одновременно учатся говорить и читать.
Помимо кубиков и таблиц для обучения счету и чтению, пособия Зайцева включают комплекты материалов для обучения каллиграфии, английскому языку, грамматике русского языка и математике. Они предназначены как для домашнего применения, так и для использования в дошкольных учреждениях и школе.
Система Зайцева используется также для ранней диагностики способности ребенка к обучению. В процессе занятий довольно быстро определяются дети, требующие особого внимания, что позволяет своевременно провести необходимую коррекцию.
Характерной чертой методики является отсутствие перегрузок, ухудшения зрения и осанки, а также возможность проводить занятия на свежем воздухе. Результативность методики косвенно подтверждается тем, что на ее основе разработаны и с успехом применяются пособия для обучения взрослых чтению на иностранных языках.