Существует множество периодизаций возрастного развития. Наиболее важна и интересна периодизации детства, так как именно в это время происходят наибольшие качественные изменения в развитии любого человека.

Периодизация детского возраста тесно связана с таким понятием, как сензитивные (сенситивные) периоды развитияэто периоды в жизни человека, во время которых у него проявляются наивысшие возможности для формирования определенных свойств психики и особенностей поведения.

Например, возраст от полутора до трех лет считается сензитивным периодом развития речи. Именно в это время мозг ребенка наиболее восприимчив к запоминанию слов и того, что они обозначают, а также к воспроизведению речи.

Как правило, в любой возрастной периодизации учитываются психологические и биологические особенности, характерные для конкретного возраста.

Периодизация детского развития по Выготскому, Эльконину, Эриксону

 

Лев Семенович Выготский — выдающийся советский педагог, психолог и нейролингвист отмечал следующие периоды детского развития:

  • кризис новорожденности (от рождения до 2 мес.);
  • младенческий возраст (от 2 мес. до 1 года);
  • кризис первого года;
  • раннее детство (от 1 до 3 лет);
  • кризис 3 лет;
  • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
  • кризис 7 лет;
  • школьный возраст (от 7 до 12 лет);
  • кризис 13 лет;
  • пубертатный период (от 13 до 17 лет);
  • кризис 17 лет.

Говоря о кризисах, Выготский имеет в виду периоды, во время которых обостряются противоречия между увеличивающимися потребностями ребенка и его ограниченными возможностями, а также — между его изменившимися потребностями и ранее сложившимися отношениями со взрослыми. Сегодня эти кризисы рассматриваются, как определяющие моменты психического развития.  Стабильные и кризисные периоды развития чередуются.

 

Концепция Даниила Борисовича Эльконина совместила в себе взгляды А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского, и выделяет следующие этапы развития:

  • Раннее детство: младенчество (от рождения до 1 года);
  • Ранний возраст (от 1 до 3 лет);
  • Детство: дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 12 лет);
  • Отрочество: подростковый возраст (от 12 до 15 лет);
  • Ранняя юность (от 15 лет).

 

Эрик Эриксон — ученик Фрейда, известный психолог и психоаналитик определяет следующие периоды развития:

  • младенчество (от рождения до года);
  • раннее детство (от 1 до 3 лет);
  • игровой, дошкольный возраст (от 3 до 6 лет);
  • школьный возраст (от 6 до12 лет);
  • юность (от 12 до 20 лет).

Мы сознательно не указываем полную периодизацию развития человека указанных авторов, так как в первую очередь нас интересует период раннего детства — время, когда закладываются основы всех способностей и поведенческих реакций человека.

В России до сих пор классической считается разработанная в 1965 году Академией педагогических наук СССР следующая возрастная периодизация:

  • новорожденный — от 1 до 10 дней;
  • грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года;
  • раннее детство — 1-2 года;
  • 1-й период детства — 3-7 лет;
  • 2-й период детства —  8-11 лет (жен.); 8-12 лет (муж.);
  • подростковый возраст — 12-15 лет (жен.); 13-16 лет (муж.);
  • юношеский возраст — 16-20 лет (жен.); 17-21 год (муж.);

Помимо этой схемы существует также деление на конкретные возрастные периоды с учётом физиологических особенностей организма ребенка, условий его жизни, обучения и воспитания:

  • преддошкольный возраст: от рождения до трех лет;
  • дошкольный возраст: от 3 до 6 лет;
  • школьный младший возраст: от 6 до 10 лет;
  • школьный средний возраст: от 11 до 14 лет;
  • школьный старший возраст: от 15 до 18 лет.

Указанная периодизация определяет существующее сегодня разделение образовательных учреждений на ясли, детский сад и школу.