Существует множество периодизаций возрастного развития. Наиболее важна и интересна периодизации детства, так как именно в это время происходят наибольшие качественные изменения в развитии любого человека.
Периодизация детского возраста тесно связана с таким понятием, как сензитивные (сенситивные) периоды развития — это периоды в жизни человека, во время которых у него проявляются наивысшие возможности для формирования определенных свойств психики и особенностей поведения.
Например, возраст от полутора до трех лет считается сензитивным периодом развития речи. Именно в это время мозг ребенка наиболее восприимчив к запоминанию слов и того, что они обозначают, а также к воспроизведению речи.
Как правило, в любой возрастной периодизации учитываются психологические и биологические особенности, характерные для конкретного возраста.
Периодизация детского развития по Выготскому, Эльконину, Эриксону
Лев Семенович Выготский — выдающийся советский педагог, психолог и нейролингвист отмечал следующие периоды детского развития:
- кризис новорожденности (от рождения до 2 мес.);
- младенческий возраст (от 2 мес. до 1 года);
- кризис первого года;
- раннее детство (от 1 до 3 лет);
- кризис 3 лет;
- дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
- кризис 7 лет;
- школьный возраст (от 7 до 12 лет);
- кризис 13 лет;
- пубертатный период (от 13 до 17 лет);
- кризис 17 лет.
Говоря о кризисах, Выготский имеет в виду периоды, во время которых обостряются противоречия между увеличивающимися потребностями ребенка и его ограниченными возможностями, а также — между его изменившимися потребностями и ранее сложившимися отношениями со взрослыми. Сегодня эти кризисы рассматриваются, как определяющие моменты психического развития. Стабильные и кризисные периоды развития чередуются.
Концепция Даниила Борисовича Эльконина совместила в себе взгляды А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского, и выделяет следующие этапы развития:
- Раннее детство: младенчество (от рождения до 1 года);
- Ранний возраст (от 1 до 3 лет);
- Детство: дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 12 лет);
- Отрочество: подростковый возраст (от 12 до 15 лет);
- Ранняя юность (от 15 лет).
Эрик Эриксон — ученик Фрейда, известный психолог и психоаналитик определяет следующие периоды развития:
- младенчество (от рождения до года);
- раннее детство (от 1 до 3 лет);
- игровой, дошкольный возраст (от 3 до 6 лет);
- школьный возраст (от 6 до12 лет);
- юность (от 12 до 20 лет).
Мы сознательно не указываем полную периодизацию развития человека указанных авторов, так как в первую очередь нас интересует период раннего детства — время, когда закладываются основы всех способностей и поведенческих реакций человека.
В России до сих пор классической считается разработанная в 1965 году Академией педагогических наук СССР следующая возрастная периодизация:
- новорожденный — от 1 до 10 дней;
- грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года;
- раннее детство — 1-2 года;
- 1-й период детства — 3-7 лет;
- 2-й период детства — 8-11 лет (жен.); 8-12 лет (муж.);
- подростковый возраст — 12-15 лет (жен.); 13-16 лет (муж.);
- юношеский возраст — 16-20 лет (жен.); 17-21 год (муж.);
Помимо этой схемы существует также деление на конкретные возрастные периоды с учётом физиологических особенностей организма ребенка, условий его жизни, обучения и воспитания:
- преддошкольный возраст: от рождения до трех лет;
- дошкольный возраст: от 3 до 6 лет;
- школьный младший возраст: от 6 до 10 лет;
- школьный средний возраст: от 11 до 14 лет;
- школьный старший возраст: от 15 до 18 лет.
Указанная периодизация определяет существующее сегодня разделение образовательных учреждений на ясли, детский сад и школу.